Как узнать объем озу на windows xp. Как узнать, какая у меня оперативная память на компьютере

Вопросы пользователей по поводу того, как узнать, сколько памяти на компьютере, или освободить ее для повышения производительности системы, выглядят совершенно естественными. Связано это может быть со множеством факторов, включая проверку соответствия конфигурации системным требованиям какого-то устанавливаемого программного обеспечения или касательно ускорения работы Windows. Для этого существует несколько основных способов, обсудить которые предлагается максимально подробно. Но для начала следует немного остановиться на том, о какой именно памяти идет речь.

Как узнать, сколько памяти на компьютере: жесткий диск и ОЗУ

Основными элементами, соответствующими категории запоминающих устройств, являются жесткие диски, съемные носители и оперативная память (включая и выделенную память графических адаптеров). Иногда сюда же можно включить кеш-память и виртуальную память, но они большей частью связаны с винчестерами, поскольку выделяемое под их нужды место резервируется как раз на жестком диске.

Если говорить о доступном дисковом пространстве, узнать такую информацию можно непосредственно через встроенный файловый менеджер системы, называемый «Проводником». Открыть его можно разными способами, но проще всего воспользоваться значком компьютера (только в Windows 7 и ниже), а также запустить программу путем быстрого вызова одновременным нажатием клавиш Win + E, которые имеются на любой современной клавиатуре.

Как раз в разделе «Мой компьютер» или «Этот компьютер», который открывается по умолчанию, и можно посмотреть общий размер всех имеющихся дисков логических разделов, объем занятого и свободного места. По всей видимости, это знают все.

Если же речь идет о том, как узнать, сколько оперативной памяти на компьютере, простейшим решением станет использование ПКМ на значке компьютера с выбором пункта "Свойства".

После указания типа операционной системы и модели процессора будет дана краткая информация об общем и доступном объеме ОЗУ.

Также краткие сведения о планках ОЗУ можно найти в диалоге DirectX, который запускается из консоли выполнения программных апплетов (Win + R) командой dxdiag, соответствующей названию исполняемого файла без указания расширения. А вот на вкладке монитора можно просмотреть и объем памяти видеоадаптера, что может пригодиться владельцам интегрированных чипов.

Если говорить о том, как узнать, сколько оперативной памяти на компьютере в более расширенном варианте, приплюсовав сюда и возможно задействованную виртуальную память (если только не отключено использование файла подкачки), это получится сделать через специальный раздел сведений о системе, который также можно вызвать из меню «Выполнить», используя для этого сокращение msinfo32.

Аналогичные сведения, правда, уже с отображением загрузки ОЗУ в режиме реального времени можно получить через «Диспетчер задач» на вкладке производительности или через специальный системный монитор, в котором производится отслеживание всех активных в данный момент активных процессов с указанием использования оперативной памяти для каждого из них.

Не исключается и использование сторонних узконаправленных информационных утилит вроде AIDA64, CPU-Z, Speccy и множества других.

Как освободить место на диске?

Теперь несколько слов о том, как освободить память на компьютере применительно к жестким дискам. Вероятно, многие пользователи совершенно четко понимают, что для этого нужно что-то удалить с винчестера, причем и из «Корзины» тоже, поскольку под нее на жестком диске место тоже резервируется. Самыми большими принято считать файлы изображений, видео и музыку. Поэтому их можно либо удалить, либо перенести на съемный носитель, либо поместить в какой-то облачный сервис, либо просто избавиться от дубликатов, которых может быть очень много.

Как освободить память на компьютере другими методами?

Можно воспользоваться инструментами очистки диска, или деинсталлировать большие, ненужные или редко используемые программы через стандартный раздел, или выполнить аналогичные действия при помощи приложений-оптимизаторов, которые заодно могут почистить и системный реестр. Попутно в список удаления можно включить и временные файлы браузеров, кэшированные пакеты обновлений операционной системы, компоненты старых версий Windows и даже резервные копии.

Как освободить оперативную память на компьютере: простейший вариант действий

Теперь перейдем к главным вопросам, связанным со снижением нагрузки на ОЗУ. Просто так ненужные компоненты в ней не удалишь. Но как освободить память на компьютере с Windows 7 или с любой другой системой в этом случае?

Самым примитивным действием считается завершение ненужных активных процессов в «Диспетчере задач». Но тут возникает множество трудностей, поскольку далеко не все фоновые процессы можно останавливать безболезненно для системы (она может вообще перестать работать). К тому же после перезагрузки все равно включенные службы будут запущены снова. Поэтому от некоторых из них придется избавиться.

Операции с автозагрузкой

Теперь посмотрим, как освободить память на компьютере с Windows 10 и ниже путем отключения ненужных апплетов, которые стартуют вместе с системой. Для этого предусмотрен раздел автозагрузки.

В седьмой модификации и ниже он находится в конфигурации (msconfig), а в восьмой и десятой вынесен прямо в «Диспетчер задач». Деактивировать можно практически все (особенно сильно это касается разного рода апдейтеров, следящих за выходом обновлений для установленных программ). Оставить можно только компоненты антивирусов, а в Windows 7 и ниже - службу ctfmon, отвечающую за отображение значка языка и панели смены языков.

Для отключения большего количества процессов можно воспользоваться соответствующим разделом в реестре или автоматизированными программами-оптимизаторами, что намного предпочтительнее.

Отключение ненужных компонентов операционной системы

Говоря о том, как освободить память на компьютере, не следует забывать о некоторых фоновых службах, представленных в системе в виде компонентов Windows.

Так, например, можно запросто деактивировать модуль Hyper-V, который необходим только в случае использования виртуальных машин, или отключить службу печати, если у пользователя нет принтера. Можно избавиться даже от браузера Internet Explorer, служба которого, несмотря на использование другого обозревателя по умолчанию, все равно является активной.

Остановка служб

И еще несколько слов о том, как освободить память на компьютере, но уже путем отключения самих служб. Конечно, выполнить такие действия можно и в групповых политиках, и в реестре, и в «Планировщике заданий». Но там могут быть представлены далеко не все апплеты.

Поэтому следует войти именно в раздел служб (services.msc), выбрать компонент для деактивации, через двойной клик зайти в редактирование параметров и - ВНИМАНИЕ! - сначала остановить процесс, а только потом установить тип запуска на отключенное состояние и сохранить изменения. Так, например, запросто можно выключить геолокацию, ту же службу печати и еще огромное количество ненужных процессов, включая даже автоматический поиск и установки апдейтов для самой системы. Но без специальных знаний такими вещами самостоятельно лучше не заниматься, если не хотите, чтобы система вообще перестала работать.

Утилиты для обслуживания ОЗУ в реальном времени для снижения нагрузки

Наконец, чтобы упростить себе действия и не нанести системе непоправимый урон, лучше всего воспользоваться именно оптимизаторами или специальными утилитами для выгрузки ресурсоемких компонентов из оперативной памяти.

Можно активировать соответствующий модуль, а очистка ОЗУ будет производиться автоматически и в реальном времени, что и позволит высвободить часть памяти под нужды других пользовательских задач.

Оперативная память используется для хранения данных, с которыми в данный момент работают программы. От объема ОЗУ напрямую зависит производительнос ть, поэтому неудивительно, что при модернизации перед пользователями встает вопрос, как определить оперативную память на компьютере.

Определить ОЗУ

Для чего же определять какая оперативная память установлена на компьютере? Обычно это нужно для того, чтобы добавить планки оперативной памяти или поменять на больший по объему, что может помочь оптимизации ПК или ноутбука.

Физический осмотр

На самой планке оперативной памяти обычно указывается вся необходимая информация: производитель, модель, объем, тип. Проблема в том, что эти сведения (кроме объема – он указан в гигабайтах) представлены в зашифрованном виде. Например, тип DDR 3 обозначается как PC 3 (DDR 2 –PC 2 и т.д.).

В принципе, ничего сложного здесь нет, учитывая, что пользователям обычно хватает информации об объеме ОЗУ и его типе. Остальные же сведения можно узнать из той же Википедии, где в статьях о типах оперативной памяти приводятся спецификации стандартов.

Если же вас интересует только вопрос, как узнать, сколько оперативной памяти на компьютере, то лучше не лезть в системный блок и воспользоваться программными методами.

Сведения о системе

В Windows есть удобный инструмент просмотра технической информации, который называется «Сведения о системе». Запустить его можно через меню «Выполнить» (вызывается - Win +R ) командой «msinfo32».

Еще один способ узнать, сколько оперативной памяти на ПК,– открыть свойства компьютера:

  1. Кликните по иконке «Компьютер» правой кнопкой .
  2. Выберите «Свойства».
  3. Посмотрите на значение строки «Установленная память».

Больше никакую информацию встроенные инструменты Windows не предоставляют. Возникает вопрос – как узнать, какая у меня оперативная память, и ознакомиться со всеми её основными характеристиками?

Сторонний софт

Чтобы посмотреть все значимые характеристики оперативки, необходимо прибегнуть к помщи специальных утилит. Для начала можно попробовать скачать бесплатную программу HWiNFO.

  1. Запустите утилиту.
  2. Перейдите в раздел «Memory » .
  3. Ознакомьтесь с параметрами установленной оперативной памяти.

Отвечая на вопрос пользователей «как узнать, сколько у меня оперативной памяти», мы не могли пройти мимо утилиты . В стартовом окне этой программы в меню слева есть раздел «Оперативная память». Зайдите в него – после недолгого ожидания, пока программа собирает данные, справа появится полный перечень характеристик обнаруженных оперативных запоминающих устройств.

Теперь вы в курсе, как узнать, сколько оперативной памяти на ПК или ноутбуке, а также сможете при необходимости посмотреть полную спецификацию планки. Вооружившись этими сведениями, можно увеличивать производительнос ть компьютера, так что не пренебрегайте столь полезной информацией.

У любого пользователя персонального компьютера (ПК) или ноутбука рано или поздно возникнет потребность в информации о том, сколько в его устройстве оперативной памяти (ОЗУ) и какого она типа. Самый простой способ это узнать – открыть инструкцию пользователя (Owners Manual) к своему ПК или ноутбуку. Но что делать, если столь важный документ по каким-либо причинам отсутствует? Эту проверку можно осуществить как стандартными средствами ОС Windows, так и специализированными прикладными программами.

Первый путь рассмотрим на базе Windows XP. Для остальных ОС все примерно совпадает. Заходим в раздел «Мой компьютер». Затем находим в левой части открывшегося окна «Просмотр сведений о системе» и делаем по нему клик. Открывается еще одно окно, в котором мы должны перейти к разделу «Общие». Именно в нем в разделе «Система» находится заветная строчка с данными об установленной оперативной памяти (ОЗУ). Посмотреть память можно также, активировав «Диспетчер задач» комбинированным нажатием клавиш Ctrl + Alt + Del. Появляется окно «Диспетчера задач». В верхней части диспетчера есть закладка «Быстродействие». Клик на эту закладку выводит на экран целый ряд характеристик текущего состояния вашего ПК (ноутбука). Находим раздел «Физическая память» и видим общий объем установленной оперативной памяти и ее текущую загрузку.


Наиболее полную информацию не только об объеме, но и о типе и текущем состоянии ОЗУ можно получить при использовании специализированных прикладных программ. Например, такой как AIDA64. Программа очень мощная, с ее помощью можно получить практически любую информацию о вашем ПК (ноутбуке) и процессах, протекающих в нем. Но мы рассмотрим только процедуру определения оперативной памяти (ОЗУ). Запускаем программу AIDA64. В открывшемся окне выбираем раздел «Системная плата» и делаем на иконке клик. В выпавшем списке выбираем раздел «Память» и видим всю информацию об оперативной памяти вашего компьютера. Более того, сделав клик на иконку «SPD», вы получите полнейшую информацию о количестве установленных модулей ОЗУ, их типе, производителе. Вплоть до серийного номера.


Ну и напоследок можно просто вскрыть системный блок персонального компьютера или защитную крышку модулей памяти ноутбука и прочитать техническую информацию непосредственно на модулях ОЗУ. Способ применяется тогда, когда ваше устройство категорически отказывается работать, а информацию об ОЗУ нужно узнать срочно.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Является одним из главных комплектующих любого компьютера. От объема оперативной памяти зависит количество программ, с которыми пользователь сможет работать одновременно. Чем больше памяти, тем больше программ можно запустить без снижения производительности компьютера.

Кроме этого некоторые программы и компьютерные игры для нормальной работы требуют определенного количества памяти. Поэтому неопытные пользователи очень часто спрашивают, как посмотреть, сколько оперативной памяти на компьютере. Данный вопрос мы и рассмотрим в рамках этой статьи.

Способ № 1. Свойства компьютера.

Самый простой способ посмотреть, сколько оперативной памяти на компьютере, это открыть окно со свойствами компьютера. Это можно сделать несколькими способами. Например, если на вашем рабочем компьютере есть значок «Мой компьютер» (именно значок, а не ярлык), то вы можете кликнуть по нему и выбрать пункт «Свойства».

Также вы можете открыть окно со свойствами компьютера через « ». Для этого откройте «Панель управления» и перейдите в раздел «Система и безопасность – Система».

Еще один вариант, это комбинация клавиш Windows + Pause/Break . Просто нажмите данную комбинацию клавиш в любом окне, и перед вами откроется нужное нам окно.

После того как вы открыли окно со свойствами компьютера, обратите свое внимание на пункт «Установленная память (ОЗУ)». Здесь будет указан объем вашей оперативной памяти.

Способ № 2. Диспетчер задач.

Если у вас Windows 8 или Windows 10, то вы можете посмотреть, сколько оперативной памяти на компьютере с помощью «Диспетчера задач». Для этого (например, с помощью комбинации клавиш CTRL + Shift + Esc ). После этого перейдите на вкладку «Производительность» и откройте там раздел «Память». Здесь в правом верхнем угле окна будет указано, сколько оперативной памяти установлено на вашем компьютере.

Способ № 3. Специальные программы.

Также вы можете посмотреть, сколько оперативной памяти на компьютере при помощи специальных программ, разработанных для просмотра характеристик компьютера. Например, можно использовать программу . Запустите данную программу на своем компьютере и перейдите в раздел «Memory». На данной вкладке будет указано сколько оперативной памяти на компьютере. Также здесь можно посмотреть и другие характеристики ОЗУ.

Способ № 4. BIOS.

Если на вашем компьютере пока не установлена операционная система или она не запускается, то вы можете посмотреть объем оперативной памяти с помощью . Зайдите в BIOS и изучите его содержимое. В одном из разделов БИОС должна быть информация о компьютере.

Обычно там указывается модель процессора, его тактовая частота и объем оперативной памяти.